Рынок автоперевозок пассажиров в ивановской области вышел из кризиса 2020 г.: выручка бизнеса приросла на половину, а чистая прибыль более чем в 4 раза. Очевидно, что задуманного губернатором региона передела рынка пока не произошло. В очередном рейтинге редакции наблюдаем за финансовым самочувствием фирм и сменой лидера рынка.
Рейтинг финансовых показателей деятельности автоперевозчиков региона за 2021 г. | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Наименование | Выручка, тыс. ₽ (изм. 2021 г./2020 г., %) | Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2021 г./2020 г., %) |
1 | ООО «ДРАЙВАВТО» | 152 294 (209,5) | 5 580 (29,8) |
2 | ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР» | 95 126 (25,5) | 1 429 (211,1) |
3 | ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» | 90 366 (987,0) | 1 026 (991,5) |
4 | ООО «ВОЛГАТРАНС» | 70 890 (54,2) | 7 582 (618,7) |
5 | ООО «ЛЮКС-АВТО» | 67 831 (22,4) | 3 564 (30,0) |
6 | ООО «АВТОТУР» | 49 410 (9,1) | 57 (-92,6) |
7 | ООО «АВТОТРЕСТ» | 48 080 (4,6) | 511 (265,9) |
8 | ООО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АВТОТУР» | 44 772 (50,5) | 6 632 (176,0) |
9 | ООО «НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» | 41 295 (16,7) | 3 785 (-21,4) |
10 | ООО «МЕГА-АВТО» | 36 955 (14,5) | 6 410 (338,4) |
11 | ООО «ТРАНССЕРВИС» | 36 515 (6,5) | 1 610 (-12,1) |
12 | ООО «АВТОВОЯЖ» | 33 976 (0,2) | 1 133 (-4,9) |
13 | ООО «НОВАЯ ЛИНИЯ» | 29 513 (21,9) | 289 (-40,9) |
14 | ООО «РОДНИКОВСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» | 27 785 (12,6) | 1 292 (187,5) |
15 | ООО «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ АЛЬЯНС» | 18 067 (-14,0) | -131 (-130,3) |
16 | ООО «АВТОКОМ» | 8 717 (77,4) | 936 (358,6) |
17 | ООО «АВТО ЛИДЕР» | 3 677 (41,5) | 355 (320,5) |
18 | ООО «АВТОТРАНС» | 2 839 (-27,7) | 196 (-61,3) |
19 | ООО «ОРИОН-АВТО» | 2 758 (31,1) | 85 (-81,2) |
20 | ООО «ФЕВРАЛЬ» | 1 951 (-39,6) | 293 (-87,3) |
21 | ООО «РЕСПЕКТ» | 1 695 (-54,8) | 141 (1 662,5) |
22 | ООО «ТРАНСТРЕВЕЛЛ» | 1 349 (-57,4) | 61 (-16,4) |
23 | ООО АВТО «ЭКСПРЕСС-СЕРВИС» | 814 (10,3) | -170 (-66,7) |
24 | ООО «ОРИЕНТ-АВТО» | 789 (-64,7) | 28 (-60,6) |
25 | ООО «ТРАНСАВТОМЕД» | 512 (-11,3) | -5 (0,0) |
29 | ООО «ПЕГАС» | 165 (-2,9) | -161 (-106,4) |
27 | ООО «АВТОМИКС» | — | 0 (100,0) |
28 | ООО «ПАТП # 1» | — | 0 (100,0) |
29 | ООО «СОЮЗ-АВТО» | 0 (-100,0) | 0 (-100,0) |
30 | ООО «АВТОПЛЮС» | — | -37 (-37,0) |
Итого: | 868 141 (47,1) | 42 491 (421,4) | |
Источник: ЕРСМСП, ГИР БФО ФНС России. Ранжировано по величине выручки. Расчёты «FOKNEWS». |
По традиции оговоримся, что в список включены организации из реестра ФНС по следующему виду деятельности: 49.31.2 — Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (в т.ч. включая пункт 9.31.21 — деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам). Также в рейтинг попала 1 фирма, которая напрямую не относится к выше обозначенным ОКВЭДам (86.90.9 — Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки; №23 списка) и, тем не менее, редакция внесла её в перечень поскольку прежде она отображалась в реестре ФНС. Кроме того, серьёзно повлиять данными на конечный результат года она неспособна.
К сожалению сравнить редакционные результаты прошлого года с проведённым в 2020 г. Ивановостатом сплошного статистического наблюдения малого и среднего бизнеса по линии указанного вида деятельности не представляется возможным, поскольку ОКВЭД 49.3 — Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта — дан без детальной разбивки и включает в себя как легковое такси так и другие группировки. В наблюдении отмечается, что на 58 юрлиц пришлась выручка в 1,03 млрд ₽ и 787,2 млн ₽ на ИП. Как видим, числа по фирмам совсем даже не близки с рассчитанными ранее редакцией по рынку пассажирских перевозок 2020 года.
Как отмечено выше (в таблице), срез по рынку автоперевозок пришёлся лишь на 30 фирм из 53-х отражённых в ЕРСМСП. Итак, среднесписочная численность работников за прошедший 2021 год снизилась с 566 до 524 человек (↓ 7,4%). И это притом, что в текущий рейтинг попала лишь одна фирма с имеющимися для анализа данными (+17 чел.). Из имеющегося в реестре ФНС числа фирм, лишь 5 организаций нарастили свой персонал специалистов, а 21 фирма его оптимизировала. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.
Лидером рынка по размеру выручки за 2021 г. стала прежний №3 рейтинга — ООО «ДРАЙВАВТО», — с результатом в 152,2 млн ₽. Доля фирмы составляет доминирующие 17,5% в общем объёме выручки, которая приросла на значительные 209,5%. Компания нарастила и прибыль до 5,58 млн ₽ (↑ 29,8%). Доля фирмы в совокупном финрезультате всех фирм рейтинга сегодня равна 13,1%. Штат спецов вырос с 49 чел. до 52 чел. (↑ 6%).
На втором месте по выручке закрепился экс-№1 списка — ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР«, — с результатом в 95,1 млн ₽ (↑ 25,5%). Доля фирмы здесь составляет 11% в совокупной выручке. Прибыль перевозчика выбралась из убытка 2020 г. и составила 1,42 млн ₽ (↑ 211,1%). Доля фирмы в совокупном финрезультате всех фирм достигает 3,4%. Штат работников за 2021 г. был оптимизирован с 26 чел. до 21 чел. (↓ 19%).
Замыкает тройку лидеров по рынку тот, кто прежде занимал 14-ю строку в рейтинге 2020 г. — ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ»: 90,3 млн ₽ (↑ 987%) и доля в 10,4%. Прибыль составила ~1 млн ₽ (↑ 991,5%) с долей в совокупном финрезультате всех фирм на рынке в 2,4%.
На долю первых 3-х лидеров списка из г. Иваново пришлось 39% от совокупной выручки (337,7 млн ₽) и 18,9% или ~8 млн ₽ от совокупного фин. результата всех фирм списка. Стоит отметить, что максимальный размер чистой прибыли на рынке за 2021 г. достался ООО «ВОЛГАТРАНС» — 7,6 млн ₽. В кризисный 2020 г. №1 и №2 этого рейтинга снизили налоговые отчисления относительно предпандемийного 2019 г. и только №3 (ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ») их нарастила. Как будет выглядеть ситуация по 2021 г. станет ясно в будущем (пока данных по «свежим» налогам нет).
Статистические данные показывают, что за 2021 г. 18 перевозчиков из списка как нарастили выручку по сравнению с предыдущим периодом (тогда в выручке приросли лишь 8 фирм), а 9 фирм напротив её сократили (вместо прежних 20 фирм). Объёмы выручки автоперевозок пассажиров в 834,1 млн ₽ показали очень хорошую динамику к уровню 2020 г. — ↑ 50,2%.
Динамика прибыли отражает следующее: 22 фирмы сформировали совокупную прибыль в 42,9 млн ₽ (в 2020 г. их было 19ед. с прибылью в 22,6 млн ₽), а 5 обществ — показали убытки на -504 тыс. ₽ (годом ранее 11 фирм показали убытки на -12,5 млн ₽). Соответственно доля прибыльных фирм превалирует над убыточными как по деньгам, так и по количеству; прибыльных фирм стало больше, а убыточных меньше. Динамика полученной годовой прибыли сектора говорит о том, что зарабатывать было сравнительно легко: похоже что неразбериха с социальными картами, терминалами оплаты конкретных фирм, банковскими инициативами по этой теме и прочими факторами худо-бедно сошла на нет и благополучно разрешилась.
Из числа тех организаций, что по итогам года сработали в прибыль выходит, что 14 фирм её увеличили, а 11 фирм уменьшили. Среди тех организаций что получили убытки следует, что 1 фирма их сохранила на прежнем уровне, а 4 фирмы их нарастили (в одной из них убытки были преобразованы из былой прибыли 2020 года). Основой наращения общих размеров прибыли на 421,4% за 2021 г. стали как грамотные действия менеджмента компаний так и ослабшие внешние (инфекционные и регламентные) факторы. Рентабельность рынка перевозок возросла с 1,7% в 2020 г. до 4,9% в 2021 г. Определённо помогло рынку и отсутствие каких-то действенных инициатив правительства области в плане изменить ситуацию от «худшего к лучшему». Так вот, никакой решимости власти в наведении «порядка» проявлено так и не было (разве что кроме освоения д/с налогоплательщиков по теоретическим изысканиям и изучению оптимальной маршрутной сети в округе).
В целом отношение прибыли прибыльных фирм (49,9 млн ₽) к убыткам убыточных фирм (-504 тыс. ₽) равное >99 за 2021 г. рисует казалось бы радужную картину в отрасли и сильный запас прочности для результата работы в году текущем. Однако внешние шоки, как то: санкции, укрепление рубля, высокая инфляция, рост цен на з/части, парк автомобилей и т.д. совсем даже не обнадёживает. Мы — как потребители услуг — будем вынуждены передвигаться на старых машинах, а значит с большей опасностью, чем прежде.
Пока неизвестно сколько налогов было уплачено бизнесом в 2021 г., но в 2020 г. они уплатили налогами, сборами и прочими платежами в бюджет на 25,1% меньше, чем в 2019 г. (22,5 млн ₽ против 30 млн ₽). Финансовой поддержкой посредством получения субсидий и грантов в 2021 г. были пожалованы 17 игроков рынка против 5 фирм в 2020 г. Поддержка бизнеса вышла слабее на 18,7%, т.е. 4,47 млн ₽ принято грантами против 5,5 млн ₽ в 2020 г. То есть можно говорить о том, что был осуществлён своего рода «кэшбек» в 19,9% на 4,47 млн ₽ при собранных в 2020 г. 22,5 млн ₽ налогов, сборов и страховых взносов.