Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Иностранное кино отвоёвывает статус числом лент, их премьерами в прокате, но не бокс-офисом

По данным Фонда кино показатели кинопотребления в Ивановской области снова прощупали локальное дно этого года: кассы демонстраторов фильмов пополнились на сумму в 9 млн ₽. Особенностями предпоследнего летнего месяца явился тот факт, что «сигнальную» планку успеха в 1 млн ₽ взяла лишь одна российская лента.

Итак, по данным Фонда кино в общероссийских показателях сборов, зрителей и сеансов на область в июле месяце пришлось по 0,38%, 0,27% и 0,41% соответственно:

  • сборы — 9,05 млн ( 16,7% по отношению к июню 2023 г.);
  • зрителей – 32,9 тыс. чел. ( 16,3);
  • показов – 3,7 тыс. сеансов ( 3,4%).

В июле месяце сборы свыше 1 млн взяла лишь одна картина из России — «Дубак». Причём фильм не новый, а 6-ти летней выдержки (2017 года производства). Доля сборов всех работающих кинотеатров региона по данному фильму составила 22% и 16% по числу сеансов.

При этом нельзя сказать, что на эту картину зритель ломился: в среднем на «Дубак» приходило по 11 зрителей на сеанс. Конкуренцию ему по зрителям в ТОП-20 списка месяца смогла составить разве что российская картина «Три добрых дела» (18 чел./сеанс. Причём эту картину также уже прокатывали, т.к. год её выпуска указан 2022-м, а старт проката выдался на ноябрь 2022 г. Что побудило кинотеатры вернуться к «делам» понятно — отсутствие альтернативы заморскому прокату и желание заполнить сетку хоть какими-то показами).

Наиболее щедрым днём июля по бокс-офису для демонстраторов выдался уик-энд 30-го дня: тогда за просмотры фильмов 2 070-ти зрителями было заплачено 663,6 тыс. ₽, которые на ~36% этих сборов (238,1 тыс. ₽ и 36% всех зрителей (759) того выходного) пришлись как раз на вышедшую накануне ленту «ЗА ПАЛЫЧА».

В общем объёме на ТОП-20 картин месяца пришлось 85% сборов (7,7 млн ): иностранные фильмы собрали 30,3% кассы или 2,7 млн , а российские 54,7% или 4,9 млн . Остальные 15% кассы пришлись на чей-то кинопродукт вне ТОП-20 списка. Такой высокий процент сокрытой для глаз кассы мог бы реально «качнуть» динамику: т.е. разница между всеми сборами и сборами по ТОП-20=9-7,7=1,3 млн ₽ могла достаться только отечественному кинопродукту, что повлияло бы на кривую графика ниже и составило бы иной объём касс). Численно картины в ТОП-20 распределились в прокате в пользу иностранных создателей — 11 к 9-ти, — что уже не является удивительным фактом, т.к. эмбарго по прокату западной продукции здесь с марта 2022 г. формально всё ещё действует, но как-то пиратски рассасывается.
Предпочтение зрителей к просмотру российских и иностранных картин в ТОП-20 | amCharts
Как видно на графике выше, с декабря 2022 г. доли иностранного кино к общей кассе в ТОП-20, продолжает свою тенденцию вверх после майской коррекции. Частично это можно списать на новинки проката как раз чужеземного кино, а не только наших фильмов и м/ф. В целом за отчётный месяц было представлено 10 свежих картин (8 иностранных и 2 наших). Также стоит отметить, что в данном периоде было нащупано дно и по показателю посещаемости — в кинозалы пришли всего 32,9 тыс. зрителей, что на 6,3 тыс. чел. меньше, чем месяцем ранее.

ps (про Box-office за 2022 г.)

Следует отметить, что ивановские демонстраторы фильмов преодолев было в 2021 г. кризис, вызванный пандемией COVID 19 и теми регламентами их работы, которые тогда предписало исполнять региональное правительство, вновь погрузились в «туманное будущее» своего бизнеса: до величины сборов 2021 г. кинотеатры недобрали 35% кассы или 63,5 млн ₽.

Говоря о трендах зрительских предпочтений по кино российскому и зарубежному можно заметить, что по «Топ-20» самых кассовых картин 2022 г. на российские пришлось 15 единиц (12 премьерных) с общей кассой в 45,9 млн ₽ или 39% сборов «20-ки», а на 5 (из них 3 премьерных) преимущественно американских «шедевров» мирового кино всего 15,4 млн ₽ и 13% сборов. Годом ранее тенденция была иной (6 картин против 14 соответственно и касса, уступающая иностранцам вдвое: 30,7 млн ₽ vs 62,9 млн ₽). Соответственно можно говорить об (вынужденном?) изменении вкусов ивановских любителей кино: тут либо приходится лицезреть отечественный кинематограф, либо смотреть и искать кино на нешироком экране (в смарт ТВ), ибо иностранный продукт был под запретом.

Приоритеты кинолюбителей региона не изменились в т.ч. и из-за протекции Фонда кино на рынке (когда на новогодние каникулы прокатные удостоверения фильмов чаще отдаются нашим компаниям, а не иностранным): об этом говорит хотя бы факт занятия 1 места в ТОП-20 картин года именно российским фильмом, а не иностранным — «Последний богатырь: Посланник тьмы» (сборы в 11,4 млн ₽, против 11,6 млн ₽ у такого же «богатыря с его корнем зла» в 2021 г.). И пускай она не поменяла расстановки сил в перечне самых кассовых фильмов по региону, но тренд на смотрение своего — отечественного — кинематографа налицо. Первое место по прежнему осталось за пошлым «Холопом» (16,7 млн ₽); второе за победоносным «Движением вверх» (14,7 млн ₽) и третье за штатовским «Королём Львом» (13 млн ₽). «Чебурашку» и «Дубак» здесь в расчёт не беру, ибо эти рекордсмены 2023 г. сметут с пьедестала как «Холопа» так и «Движение» с «Королём».

Если в 2021 г. каждый второй житель региона хотя бы раз за тот год приходил в кинозалы области, то в 2022 г. снова каждый третий (т.е. посещать широкоформатное кино стали реже как раз в силу наличия дешевого платформенного смотрения в смарт ТВ). Также статистически вырисовывается, что доля средней выручки только от продажи билетов 20-ю демонстраторами фильмов за год составила 5,8 млн ₽ против 9 млн ₽ годом ранее (↓ 35,5%). В общем, бизнесу было туго.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ
© 2018-2024 Ряд прав защищён.
Возрастное ограничение - 16+.
Сетевое издание "FOKNEWS" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 5 апреля 2019 года.
Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС 77 - 75416.
Учредитель, главный редактор – Фокин Валерий Геннадьевич.
Адрес редакции (электронная почта и номер телефона) - editor@foknews.ru, 8-963-150-39-28.