За 2019 год рынок пассажирских перевозок граждан вырос на 2%, а прибыль в отрасли просела на 1/3. 65% компаний получили прибыль, а 35% — убытки (данное соотношение находится на уровне 2018 г.).
Рейтинг финансовых показателей деятельности пассажироперевозчиков за 2019 г.* | |||
---|---|---|---|
№ п/п | Наименование организации | Выручка, тыс. ₽ (изм. 2019 г./2018 г., %) | Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2019 г./2018 г., %) |
1 | ООО ПО «АВТОТУР» | 64 563 (-18,2) | 7 609 (-31,8) |
2 | ООО «НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» | 42 067 (2,4) | 3 569 (-42,2) |
3 | ООО «МЕГА-АВТО» | 44 999 (8,2) | 2 871 (-33,9) |
4 | ООО «ТРАНССЕРВИС» | 42 932 (3,9) | 1 912 (176,8) |
5 | ООО «ЛЮКС-АВТО» | 78 646 (6,8) | 1 858 (246,6) |
6 | ООО «РЕСПЕКТ» | 3 145 (-10,9) | 1 200 (2 067,2) |
7 | ООО «НОВАЯ ЛИНИЯ» | 21 387 (-5,7) | 1 173 (15,9) |
8 | ООО «ВОЛГАТРАНС» | 42 234 (8,7) | 628 (51,3) |
9 | ООО «ДРАЙВАВТО» | 42 148 (-32,4) | 606 (-84,1) |
10 | ООО «ТРАНСТРЕВЕЛЛ» | 18 574 (-4,2) | 604 (-19,9) |
11 | ООО «АВТОТУР» | 50 074 (23,2) | 586 (-81,3) |
12 | ООО «АВТОТРАНС» | 5 558 (26,3) | 360 |
13 | ООО «ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКИЙ АЛЬЯНС» | 22 685 (28,0) | 337 (197,4) |
14 | ООО «ОРИЕНТ-АВТО» | 7 891(82,2) | 161 (73,1) |
15 | ООО АВТО «ЭКСПРЕСС-СЕРВИС» | 1 590 (-17,6) | 118 (124,9) |
16 | ООО «АВТО ЛИДЕР» | 1 913 (1 360,3) | 108 (620,0) |
17 | ООО «ТРАНСАВТОМЕД» | 1 004 (-33,1) | 31 (-48,3) |
18 | ООО «СОЮЗ-АВТО» | 100 (0,0) | — |
19 | ООО «СТРОЙИНДУСТРИЯ» | 0 (-100,0) | 0 (100,0) |
20 | ООО «ХОРС — АВТО» | — | 0 (100,0) |
21 | ООО «ОРИОН-АВТО» | 4 | -5 |
22 | ООО «ПАТП # 1» | 37 (-58,9) | -14 (-1 500,0) |
23 | ООО «АВТОПЛЮС» | — | -22 (-102,1) |
24 | ООО «ФЕВРАЛЬ» | 5 855 (-23,6) | -23 (-100,5) |
25 | ООО «АВТОМИКС» | 12 814 (-44,0) | -24 (-157,5) |
26 | ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР» | 81 809 (-1,1) | -286 (88,7) |
27 | ООО «АВТОТРЕСТ» | 43 022 (197,2) | -577 (-185,7) |
28 | ООО «РОДНИКОВСКОЕ АВТОТРАНСПОРТНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ» | 32 378 (10,2) | -589 (-412,2) |
29 | ООО «АВТОКОМ» | 5 930 (7,3) | -1 257 (-9 078,6) |
ИТОГО: | 673 359 (101,9) | 20 934 (-32,8) | |
*Ранжировано по размеру прибыли. Источники: ЕРСМСП, ФНС России. Расчёты «FOKNEWS». |
По традиции оговоримся, что в список включены организации из реестра ФНС по следующему виду деятельности:49.31.2 — Деятельность прочего сухопутного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам (в т.ч. включая пункт 9.31.21 — деятельность автобусного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам).
Как отмечено выше (в таблице), срез по отрасли пришёлся лишь на 29 фирм из 37-ми найденных редакцией в реестре ФНС. Отрасль будет рассмотрена по юрлицам с найденными ИНН и представившими в ФНС свою бухгалтерскую финансовую отчётность к текущему моменту времени. Ещё по 8-ми организациям данных отчётности нет полностью, либо они представлены нулями и прочерками. В 2019 г. в бизнесе трудились более пяти сотен работников (со штатом среднесписочной численности работников ≥570 чел.). Ещё 54 ИП, также работающих по этому виду деятельности, в анализ не попали, в силу отсутствия официальной и открытой фин. отчётности.
Лидером рынка по размеру чистой прибыли за 2019 г. является ООО ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ «АВТОТУР», с результатом в 7,6 млн ₽. Фирма продемонстрировала падение прибыли на 31,8% за год. Доля фирмы составляет доминирующие 36,3% в совокупном финрезультате в целом по рынку и 9,6% в общем объёме выручки. Показатель выручки также упал на 18,2% до 64,5 млн ₽. Примечательно, что объединение получило максимальную прибыль с не самым большим коллективом по численности водителей-профессионалов среди представленных в рейтинге.
На втором месте по чистой прибыли ООО «НОВАЯ ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ» с результатом в 3,5 млн ₽ (↓ 42,2%). Доля фирмы здесь составляет 17% в совокупном финрезультате и 6,2% в общем объёме выручки, которая приросла на скромные 2,4% до уровня 42 млн ₽. Общество имеет наибольшее количество персонала на свой парк автомобилей (67 чел.).
Замыкает тройку лидеров по финрезультату ООО «МЕГА-АВТО»: 2,8 млн ₽ (↓ 33,9%) и доля в 13,7%. Выручка составила 45 млн ₽ (↑ 8,2%) с долей на рынке 6,7%.
Рентабельность этих компаний-лидеров выбивается из 1%. Она составила: 11,8%, 8,5% и 6,4% соответственно. То есть нельзя сказать, что в этом виде бизнесе нельзя делать деньги. Как видим, у лидеров это получается, даже несмотря на серьёзное сокращение размеров прибыли по 2019 г. (↓ 32,8% к уровню 2018 г.).
На долю первых 3-х лидеров списка пришлось 22,5% совокупной выручки (151,6 млн ₽) и 67,1% или 14 млн ₽ чистой прибыли от совокупного финансового результата всех фирм списка. При этом стоит отметить, что максимальную выручку собрало ООО «ЭКСПРЕСС-ЛИДЕР» — 81,8 млн ₽ при убытке -286 тыс. ₽. Как следствие 26 место рейтинга.
Статистические данные показывают, что за 2019 г. 13 перевозчиков из списка нарастили выручку по сравнению с предыдущим периодом, а 12 фирм напротив — её сократили. Одна фирма сохранила выручку на уровне прошлого года. Объёмы выручки рынка пассажирских автоперевозок в 673,3 млн ₽ (↑ 101,9% к уровню 2018 г.) не превышают ранее рассмотренные редакцией деятельность санаторно-курортных организаций (818 млн ₽), но превышают размеры выручки, полученные в области лесозаготовок (589 млн ₽). То есть статистически находится между ними.
Динамика прибыли отражает следующее: 17 фирм сформировали совокупную прибыль в 23,7 млн ₽ (в 2018 г. их было 18 ед. с прибылью в 38,1 млн ₽), а 9 обществ — показали убытки на -2,7 млн ₽ (годом ранее 9 фирм показали убытки на -6,9 млн ₽). Соответственно доля прибыльных фирм превалирует над убыточными как по деньгам, так и по количеству; прибыльных фирм стало меньше, а убыточных — на том же уровне. Однако зарабатывать становится труднее: об этом говорит динамика прибыли. Вместе с тем, сокращение общих размеров убытков у такого же числа перевозчиков, говорит о крепкой руке менеджмента этих компаний. Лишь одна из них нарастила убытки прошлых лет. Основой убытков 2019 г. в отрасли стал мисменеджмент не тех компаний, что прежде имели отрицательную прибыль, а других перевозчиков.
Из числа тех фирм, что сработали в прибыль, 9 фирм её увеличили, а 7 фирм уменьшили. Среди тех организаций, что получили убытки, 1 фирма их сократила, а 7 обществ её преобразовали из прибылей прошлого года. По итогам 2019 г. рентабельность пассажирских автоперевозок сократилась с 4,7% (2018 г.) до 3,1% в 2019 году.
Представляется, что текущий — ковидный 2020-й год — явно скорректировал пассажирский трафик в отрасли: люди уже нутром своим прочувствовали — каково это находится в салонах общественного транспорта с мыслью, что сосед-пассажир, да и сам транспорт может быть носителем инфекции. Поэтому многие граждане будут стремится покупать личные авто в целях обезопасить себя от рисков возможного заражения. В этом плане перспективы роста рынка и прибыли на нём совсем не просматриваются. Этому поспособствуют также рост цен на ГСМ, запчасти (в т.ч. импортируемые из-за рубежа). Вполне может быть, что в условиях прихода т.н. «третьей волны эпидемии», возможно ужесточение правил перевозок с меньшим числом пассажиров, что можно занять в салонах маршрутных такси и автобусов.