Ещё раз про лавэ и бизнес.
Предпосылки создания индекса
Идея создания индикатора самочувствия части ивановского бизнеса родилась из соответствующих рейтингов редакции по 30 секторам экономики, что были на слуху у граждан. Их отработка хотя и не была сложной задачей, однако потребовала временных трудозатрат. А поскольку такую крополивую работу сегодня никто из местных медиа не ведёт, в силу специфики и нишевости такого рода информации, то редакции представляется, что из этих данных можно «выжать» по максимуму в плане создания дополнительного контента. Тем более что выборка по секторам пришлась на большой массив данных: достаточно сказать, что редакция за 2021 г. «прошерстила» по официальным базам данных и всевозможным реестрам порядка 2,2 тыс. фирм, 1,3 тыс. из которых, так или иначе, попали в рейтинги редакции.
Конечно, подобные индексы можно составлять на основе статистических сведений ресурса ЕМИСС (по соответствующим выборкам данных объёмов платных услуг населению, но их количество меньше 30 ед. да и данные там, скажем прямо, на любителя). Таким образом редакция воспользуется своими наработками, исключающими влияние ИП.
Кроме того, «рождение» индекса обусловлено и ситуацией, которая сложилась по части пандемии и её влиянии на различные сектора экономики. Ещё одним фактором создания нового индикатора является помощь федерального правительства для бизнеса, которая косвенным образом как бы отразит уровень отклика государства на «инфицирование» бизнеса. Вот именно эти моменты и сподвигли редакцию к сопоставлению самочувствия бизнеса в базовый — допандемийный период 2019 г. — и первый пандемийный 2020 г. По крайней мере, индекс не на словах, а на цифрах и числах покажет, как ивановские бизнесмены пережили 2020 год (а то так надоело слышать на различных площадках стон и пустые, бездоказательные оценки, что мол бизнес угасает, задыхается, выгорает..).
Методологический комментарий
В основе общего (сводного) агрегированного индекса будут взяты показатели по рассмотренным редакцией рейтингам, а конкретно — данные по выручке за 2019 г. и 2020 года. Почему именно этот показатель, а не скажем прибыль? Да потому что он наиболее полно отразит влияние пандемии на общую способность ведения этих 30 видов деятельности В таблице ниже приведены значения выручки (привычного в расчётах товарооборота) по годам и их изменение в процентах.
В качестве инструмента для анализа будет использована широко используемая в статистике модель расчёта индекса по форме Пааше. А задачей будет вычисление общего индекса товарооборота, цен и физического объёма реализации товаров и услуг в первом пандемийном 2020 году.
№ п/п |
Исходные данные (выручка, тыс. ₽) | Расчётные данные |
|||||
Сектора экономики | Базисный период (2019 г.) | Отчётный период (Изм. %) | ИПЦ*, % | Индивидуальный индекс товарооборота | Индекс цен, % | ||
Общий | Физического объёма | ||||||
1 | Деятельность туроператоров | 369 245 | 116 091 (-68,6) | 7,29 | 1,0729 | 1,0844 | 0,9407 |
2 | Деятельность ломбардов | 41 129 | 47 477 (15,4) | 5,44 | 1,0544 | ||
3 | Рынок частной медицины | 1 370 054 | 1 522 876 (11,2) | 6,81 | 1,0681 | ||
4 | Деятельность автошкол | 135 566 | 133 640 (-1,4) | 10,87 | 1,1087 | ||
5 | Медиабизнес | 323 999 | 276 105 (-14,8) | 3,93 | 1,0393 | ||
6 | Аренда и управление н/и | 1 911 890 | 2 089 475 (9,3) | 5,44 | 1,0544 | ||
7 | Вложения в ценные бумаги | 7 602 | 2 080 (-72,6) | 0 | 1 | ||
8 | Стоматологическая практика | 930 432 | 1 128 557 (21,3) | 6,17 | 1,0617 | ||
9 | Деятельность турагентств | 314 282 | 210 493 (-33,0) | 7,29 | 1,0729 | ||
10 | Фитнесцентры/спорт/клубы | 615 006 | 403 104 (-34,5) | 9,26 | 1,0926 | ||
11 | Строительство мкд | 557 805 | 1 191 497 (213,6) | 5,51 | 1,0551 | ||
12 | Деятельность гостиниц | 513 225 | 316 717 (-38,3) | -0,01 | 0,999 | ||
13 | Деятельность санаториев и курортов | 812 603 | 402 342 (-50,5) | 7,96 | 1,0796 | ||
14 | Стирка и химическая чистка | 228 472 | 94 210 (-58,8) | 6,65 | 1,0665 | ||
15 | Парикмахерские и салоны красоты | 178 888 | 129 293 (-27,7) | 3,82 | 1,0382 | ||
16 | Деятельность кинотеатров | 255 553 | 107 768 (-57,8) | 3,35 | 1,0335 | ||
17 | Деятельность аптек | 1 557 896 | 2 916 827 (87,2) | 12,81 | 1,1281 | ||
18 | Похоронный бизнес | 50 894 | 46 636 (-8,4) | 2,76 | 1,0276 | ||
19 | Лесозаготовки | 635 278 | 642 763 (1,2) | 7,92 | 7,0792 | ||
20 | Деятельность ЧОП | 1 361 758 | 1 358 069 (-0,3) | 5,44 | 1,0544 | ||
21 | Продажа топлива на АЗС | 4 835 785 | 4 376 049 (-9,5) | 1,85 | 1,0185 | ||
22 | Рынок продаж авто | 9 122 565 | 7 958 757 (-12,8) | 10,61 | 1,1061 | ||
23 | Игорный бизнес | 11 308 | 6 633 (-41,3) | 0 | 1 | ||
24 | Такси | 21 466 | 36 287 (69,0) | 0 | 1 | ||
25 | Перевозка людей | 673 619 | 555 460 (-17,5) | 1,2 | 1,012 | ||
26 | Коллекторский бизнес | 38 291 | 74 773 (95,3) | 5,44 | 1,0544 | ||
27 | Рынок управления мкд (рынок ЖКХ) | 3 304 910 | 3 327 810 (-1,2) | 4,54 | 1,0454 | ||
28 | Производство пива частными пивоварнями | 79 022 | 127 393 (61,2) | -6,5 | 0,935 | ||
29 | Дорожное строительство | 2 369 893 | 3 697 473 (56,0) | 5,51 | 1,0551 | ||
30 | Ветеринарный бизнес | 69 927 | 63 583 (-9,1) | 4,41 | 1,0441 | ||
Итого: | 32 698 363 | 33 360 238 (2,0) | |||||
*ИПЦ — индекс потребительских цен на товары и услуги, % (уровни инфляции и дефляции взяты по наиболее подходящим услугам; там, где это было невозможно, взят базовый индекс потребительских цен 2020 г.). |
Собственно расчётная модель индекса описана в любом учебнике по финансовой статистике, поэтому редакция (не стремясь нагружать умы читателя математическими выкладками) выдаст только итоговые значения. А они таковы:
- Общий индекс товарооборота = 33 360 238 / 32 698 363 = 2,0 %;
- Абсолютное изменение товарооборота = 33 360 238 — 32 698 363 = 661 875 тыс. ₽. Таким образом, за период за счёт изменения цен и физического объёма реализации товарооборот увеличился на 2% или на 661,8 млн ₽.;
- Исходя из индивидуальных и общего индексов цен, изменение товарооборота составило: 33 360 238 — 30 762 410 = 2 597 828 тыс. ₽.; Получается, что за 2020 г. общая (сводная) инфляция в 8,44% скорректировала объём товарооборота в индексе «FOKNEWS 30» на 2,59 млн ₽ в сторону увеличения.;
- Индекс физического объёма реализации за год составил: 30 762 410 / 32 698 363 = 0,9407 %. Поскольку он меньше 1, то реально произошла трансформация значения индекса в отрицательную плоскость (0,9407-1 = -0,0592).;
- Изменение товарооборота достигло: 30 762 410 — 32 698 363 = -1 935 953 тыс. ₽.
Таким образом, за 2020 г. реально физический объём реализации просел на 5,92%, что привело к совокупному снижению товарооборота в секторах индекса «FOKNEWS 30» на 1,93 млрд ₽.
Также стоит отметить, что в обороте розничной торговли региона за 2020 г. в сумме 176,6 млрд ₽, на участников бизнеса входящих в индекс «FOKNEWS 30» пришлось 18,9% его объёма, а в общем обороте организаций региона (711,8 млрд ₽) только 4,7% объёма.
Послесловие
Редакция, публикуя данный индекс как информационный продукт, не претендует на строгое соответствие текущей обстановке на рынках. В конце концов, он основан только на данных по юридическим лицам и может не отражать всей картины дел в бизнесе, которая сложилась бы с учётом включения данных по ИП.
Более того, если у читателя есть замечания и предложения по его составлению, виду, расчётам, выводам, а также идеям на будущее, то редакция будет только рада. Вполне может быть, что базой для него станут новые сектора экономики и соответствующие рейтинги редакции (скажем по общепиту: барам, кафе, ресторанам; по бизнесу юридических услуг либо новички из перечня 33 товарных рынков, которые определены недавней «дорожной картой» из плана развития конкуренции). И не судите строго, это лишь первый индекс редакции. А новые рейтинги редакция традиционно начнёт выпускать начиная со 2 квартала сего года: тогда будет видно, как сработала господдержка по уже второму пандемийному 2021 году. И есть стойкое ощущение, что бизнесмены окончательно оправятся от последствий, вызванных COVID 19 и прежних жёстких регламентов работы.