Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Торговать машинами стало прибыльнее

За 2020 год рынок продаж автомобилей в автосалонах региона просел на 13%. Несмотря на рост числа зарегистрированных транспортных средств за прошедший год всего на 2,9%, это помогло автодилерам получить прибыль в 22%. Основой для роста итоговой прибыли за год стало сокращение общего объёма убытков на 56,8% и наращение общего объёма прибыльных фирм на 357%. Кто успешнее продавал — в очередном рейтинге ниже.

Рейтинг финансовых показателей автодилеров и салонов региона за 2020 г.
№ п/п Наименование организации Выручка, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %)
1 ООО «АВТОЭКСПРЕСС-ПЛЮС» 1 847 909 (-3,4) 6 697 (355,6)
2 ООО «НОРМАНДИЯ-АВТО» 1 031 793 (-5,7) 6 614 (339,8)
3 ООО «АТЛАС» 868 753 (21,8) 2 688 (123,1)
4 ООО «РАДАР ХОЛДИНГ» 752 910 (21,8) 20 045 (562,6)
5 ООО «РАДАР ГРУП» 726 928 (-7,8) 10 498 (506,1)
6 ООО «АВТОТЕХЦЕНТР» 593 491 (0,1) 1 435 (-65,8)
7 ООО «ИВАНОВО-ЛАДА» 551 630 (-13,1) 3 476 (96,4)
8 ООО «БЛОК РОСКО МОТОРС» 430 205 (-34,2) 1 185 (106,3)
9 ООО «ШИК» 221 613 (-44,3) 1 635 (117,2)
10 ООО «РАДАР-ГОЛД» 172 854 (89,4) 4 196 (543,6)
11 ООО «РАДАР ЛАДА» 147 944 (-20,6) 913 (55,0)
12 ООО «ПСБ ФИНКОНСАЛТИНГ» 146 289 (-39,0) -6 913 (-755,9)
13 ООО «БЛОК РОСКО КАРС» 97 290 (12,5) 288 (105,1)
14 ООО «РАДАР-ЮЖНЫЙ» 92 601 163 (104,6)
15 ООО «СПЕЦТЕХАВТО» 61 054 (-12,2) -1 468 (-33,8)
16 ООО «РАДАР-ВОСТОК» 40 887 148
17 ООО «БЛОК РОСКО» 37 243 (-76,5) -33 286 (-42,2)
18 ООО «АВТОПРОФИ» 22 465 115
19 ООО «ТОРГОВЫЙ ДОМ «ТЕХПРОМ» 22 293 (-32,3) 546 (10,8)
20 ООО «МЕРКУРИЙ» 20 068 -1 587
21 ООО «КОМПЛЕКТСТРОЙ» 19 674 88
22 ООО «КС-МОТОРС» 12 046 (310,3) 86 (105,3)
23 ООО «ПРОИЗВОДСТВЕННО КОММЕРЧЕСКАЯ ФИРМА ТЕХНОПРИВОД» 9 771 (-16,6) 52 (-54,4)
24 ООО «ЛИДЕР-АВТО» 9 651 -1 432
25 ООО «ТЕХНИЧЕСКИЙ ЭКСПЕРТ» 6 651 (47,4) 21 (250,0)
 26 ООО «МБ-ТРЕЙД» 5 844 (-58,2) -345 (-184,8)
27 ООО «ИВТЕХАЛЬЯНС» 5 483 (39,6) 361 (638,8)
28 ООО «НЕРОН» 2 000 (15,2) 140 (3,7)
 29 ООО «ВИП-АВТО МОТОРС» 805 (78,1)
 30 ООО «РАДАР-ЗАПАД» 333 -477
31 ООО «АВТОЛИГА» 184 (132,9) 9 (12,5)
32 ООО «ИВ-ТРЕЙД» 76 -251
33 ООО «АВТОГРУП» 19 (-100,0) -395 (-128,5)
34 ООО «БЛОК РОСКО АМПЕЛЬ» 8 534 (215,9)
35 ООО «АВТОДРОМ» 0 (100,0)
36 ООО «ИВПРОФИ» 0 (-100,0) -37 (-111,9)
37 ООО «МОСТ-АВТО» 0 (-100,0) -102 (-142,9)
38 ООО «БЛОК РОСКО ПРОБЕГ» -280 (64,1)
39 ООО «АВТОХОЛДИНГ» 0 (-100,0) -366 (-136,5)
40 ООО «АВТОГРАД» -635
41 ООО «АВТОФОР» 0 (-100,0) -873 (87,2)
42 ООО «АВТОТРЕЙД» 0 (-100,0) -962 (89,7)
ИТОГО: 7 958 757 (-12,8) 20 524 (121,7)
*Ранжировано по размеру выручки. Источники: ЕРСМСП, ГИР БФО ФНС России. Расчёты «FOKNEWS».

Как обычно сначала стоит оговориться, что в список включены организации из реестра ФНС по следующему виду деятельности: 45.11 — Торговля легковыми автомобилями и грузовыми автомобилями малой грузоподъемности. Данный вид входил в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения COVID-19.

Итак, если бы численный состав фирм рейтинга остался прежним (т.е. на уровне 2019 г.), то показатель его выручки снизился бы на 4,9%, а совокупный финансовый результат прирос на 128,3%, что говорило бы о вполне себе неплохо пережитым автодилерами и обычными автосалонами «ковидном» 2020-м годе. Рентабельность, например, сменилась с отрицательного 1% до положительных 0,3%. В 2020 г. среднесписочная численность работников просела с 566 до 529 человек (↓ -6,5%). Из 42 фирм, прежде отображавшихся в реестре ФНС, за прошедший год 8 фирм нарастили свой персонал специалистов, ещё в 16-ти фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.

Но поскольку в 2021 г. был обновлён реестр, то и список участников рейтинга чуть прирос. Как бы там ни было, дальнейший комментарий по рейтингу ведётся на основе табличных данных фирм (юрлиц) за 2020 г., что представили финансовые отчёты на официальный государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности. Так, по итогам 2020 г. из прежнего рейтинга выбыли 3 прежних участника, а сам реестр стал отображать уже 65 фирм. Как отмечено выше (в таблице), срез по отрасли пришёлся лишь на 42 фирмы отображённых в реестре ФНС.

В 2020 г. среднесписочная численности работников просела с 644 до 520 человек (↓ -19,3%). Из 65 фирм отображающихся в реестре ФНС, за прошедший год 8 фирм нарастили свой персонал специалистов, ещё в 23-х фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.

Лидером рынка по размеру выручки за 2020 г. осталось ООО «АВТОЭКСПРЕСС-ПЛЮС», с результатом в 1,8 млрд ₽. Фирма просела в показателе на 3,4% за год. Доля фирмы составляет доминирующие 23,2% в совокупной выручке рейтинга. Показатель прибыли вырос на 355,6% до 6,7 млн ₽. Доля фирмы составляет 9,6% в совокупном финрезультате прибыльных фирм рейтинга. Фирмы коснулась масштабная оптимизация персонала: он просел с 95 чел. до 78 чел. (↓ 18%).

На втором месте выручке также удержалось ООО «НОРМАНДИЯ-АВТО» с результатом в 1,03 млрд ₽ (↓ 5,7%). Доля фирмы здесь составляет 13% в совокупной выручке. Прибыль выросла на 339,8% до 6,6 млн ₽. Доля фирмы составляет 9,5% в совокупном финрезультате прибыльных фирм рейтинга. Оптимизация фирмы затронула (высвободила) 20% персонала, что как видим и здесь сказалось на солидной динамике прибыли (она практически аналогична прошлогодним значениям).

Замыкает тройку лидеров по выручке ООО «АТЛАС»: 868 млн ₽ (↑ 21,8%) и доля в ~11%. Прибыль составила 2,6 млн ₽ (↑ 123,1%) в совокупном финрезультате прибыльных фирм рейтинга с долей на рынке 3,8%. Прежде «АТЛАС» занимал 4-ю строчку по выручке. В отличие от фирм, занимающих первые 2 строчки рейтинга, «бронзовый призёр» нарастил персонал на 23%.

Примечательно, но рентабельность этих автосалонов не выбивается даже из 1%. Она составила: 0,4%, 0,6% и 0,3% соответственно. Иными словами, окупаемость таких инвестиций в бизнес будет очень долгой. Особенно, если его развитие идёт за кредитные ресурсы.

На долю первых 3-х лидеров списка пришлось 47% совокупной выручки (3,7 млрд ₽) и 78% или 16 млн ₽ чистой прибыли от совокупного финансового результата всех фирм списка, что вышли в плюс. При этом стоит отметить, что максимальную прибыль в прошедшем году получило ООО «РАДАР ХОЛДИНГ» — 20 млн ₽ (↑ 562,6%) и 752,9 млн ₽ (↓ 21,8%) выручки, как следствие — 4 место рейтинга.

Статистические данные показывают, что за 2020 г. 11 автодилеров из списка нарастили  выручку по сравнению с предыдущим периодом, а 19 дилеров напротив — её сократили. Пять компаний показали нулевую выручку. Объём выручки данного рынка в 7,9 млрд ₽ (↓ 12,8%) превышает ранее рассмотренные редакцией рынки (размером >1 млрд ₽) дорожного строительства, аптечный, стоматологический вместе взятые.

Динамика прибыли отражает следующее: 24 дилера сформировали совокупную прибыль в 69,9 млн ₽ (в 2019 г. их было 19 ед. с прибылью в 19,5 млн ₽), а 16 обществ — показали убытки на -49,9 млн ₽ (годом ранее 20 автосалонов показали убытки на -114,2 млн ₽). Соответственно доля прибыльных фирм превалирует над убыточными как по деньгам, так и по количеству; прибыльных автосалонов стало больше, а убыточных меньше. Из числа тех фирм, что сработали в прибыль, 20 фирм её увеличили, а 2 фирмы уменьшили (одна фирма вышла «в ноль» из убытков предыдущего года). Среди тех организаций что получили убытки следует, что лишь 3 фирмы их сократили, а 8 фирм их нарастили (в 5-ти из них убытки были преобразованы из прибылей 2019 года). По итогам 2020 г. рентабельность в торговле тачками снизилась с отрицательного 1% (2019 г.) до положительных 0,3% в 2020 году. 

В целом отношение прибыли прибыльных фирм (69,9 млн ₽) к убыткам убыточных фирм (-49,9 млн ₽) равное <2 за 2020 г. рисует совсем не радужную картину в отрасли и не сильный запас прочности для результата работы в году текущем. Однако основой для роста прибыли на 121,7% до 20,5 млн ₽ за год всё же стало сокращение общего объёма убытков на 56,8% и наращение общего объёма прибыльных фирм на 357%.

Данных по налоговым платежам, сборам и взносам за 2020 г. по бизнесу пока нет, однако поддержка ему по программе «ФОТ» коснулась лишь 9-ти игроков из 65-ти, которым совокупно досталось 8,3 млн ₽ субсидиями и грантами. То есть только каждый 7-й игрок этого рынка получил своего рода «кэшбек» в 9,5% на 8,3 млн ₽ при собранных в 2019 г. 87,6 млн ₽ налогов, сборов и страховых взносов.

Стоит отметить, что по данным Росстата, рост числа зарегистрированных транспортных средств в регионе за 2020 г. составил 2,9% или 11 тыс. шт. до уровня в 385,2 тыс. ед. Большая часть из зарегистрированного, но не проданного именно в автосалонах региона тачек (всё-таки часть из них явно могла быть куплена в соседних регионах страны!) в ГИБДД региона разумеется пришлась на «легковушки»: + 9 941 авто (↓ 20,0% к 2019 г.) до уровня 320 761 ед. Годом ранее темп прироста регистрации авто такой категории составлял 4,1% или + 12 419 единиц. Кроме того стоит учитывать, что эти зарегистрированные тачки могли быть и не новыми  вовсе, а подержанными (следовательно говоря о продажах дилерами, число проданных новых автомобилей может быть существенно меньше указанных выше).

Годом ранее редакция предполагала, что многие граждане будут стремится покупать личные авто в целях обезопасить себя от рисков возможного заражения инфекциями, а не передвигаться в общественном транспорте. Эта гипотеза оказалась несостоятельной (темп продаж тачек за год снизился на 20%!). Однако это не помешало автосалонам и автодилерам нарастить прибыль на рынке в первую очередь за счёт роста цен на товар. И это главное, что определяет рынок продавцов.

Примечателен и тот факт, что при росте автопарка на 2,9%, транспортный налог только по физическим лицам по наземному виду транспорта (где основная масса плательщиков и т/с приходится именно на них, а не на организации) за 2020 г. вырос по данным УФНС региона по легковым автомобилям с 585 млн ₽ до 600,2 млн ₽ (↑ 2,6%).

Насколько именно рост автопарка за год на 2,9% обеспечил рост выручки компаний, торгующих топливом на АЗС станет ясно из очередного рейтинга. Пока же можно предположить, что росту их выручки будет способствовать как минимум рост цен на топливо (при сохранении числа игроков рынка). В этом плане, перспективы смежных с продажей авто отраслей (тех. обслуживание, продажа запчастей…), выглядят весьма привлекательными.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ
© 2018-2024 Ряд прав защищён.
Возрастное ограничение - 16+.
Сетевое издание "FOKNEWS" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 5 апреля 2019 года.
Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС 77 - 75416.
Учредитель, главный редактор – Фокин Валерий Геннадьевич.
Адрес редакции (электронная почта и номер телефона) - editor@foknews.ru, 8-963-150-39-28.