Учитывая тот факт, что официальным туризмом увлеклось лишь около 7% трудящихся области, рассчитывать на то, что в будущем граждане предпочтут внутренний туризм внешнему не приходится: как и прежде, жители Ивановской области по большей части открывали для себя не Россию настоящего, а иные страны с жарким климатом.
Исходя из статистики Росстата по числу отправленных в туры туристов из ивановской области за 2019 г. следует, что на туризме стали экономить: если в 2018 г. в туры отправились 45 178 человек, то годом позже всего 33 514 чел. (↓ -25,8%). Причём сокращение числа туристов произошло и по посещению своей страны (↓ -6%) и по миру (↓ -36%).
Ивановский турист (тот, что пользуется услугами туроператоров и турагентств) представляет из себя безусловно не все ~500 тыс. человек рабочей силы Ивановской области. Таковых (официальных туристов) пришлось лишь порядка 6,7% от работников, получающих зарплату, т.е. с основного источника дохода жителей региона (33 514/500 000*100%= 6,7%). Соответственно можно предположить, что остальные работники в течение года работают не напрягаясь (с соответствующей производительностью труда) и не нуждаются в отдыхе, либо «отдыхают в труде» — на дачах в деревнях и сёлах. Возможен правда вариант ещё и т.н. неофициального туризма без посредников — в лице туроператоров и тур агентов. Тем не менее, определить их количество не представляется возможным.
Как и год назад число турпакетов, реализованных населению, осталось практически на том же самом уровне — 17 019 ед. Но произошло перераспределение предпочтений по географии туров: если в 2018 г. 61% реализованных гражданам региона турпутёвок приходилось не по РФ, то в 2019 г. уже прослеживается паритет в продажах, т.е. 51% путёвок пришёлся на заграницу, а 49% на продажи туров по России (рост за год на 26%). Чем это вызвано сказать сложно: возможно выросли цены на туры за рубеж, возможно понизились доходы граждан, а возможно ивановский турист с развитием IT и всевозможных приложений в отрасли уже не нуждается в поддержке профессиональных посредников для организации своего отдыха.
ТОП-10 стран, которые посетили ивановские туристы в 2018-2019 гг. (человек) | ||||
№ п/п | Страна* | 2018 г. | 2019 г. | Изменение, % |
1 | Турция | 8 036 | 9 939 | 123,6 |
2 | Тунис | 1 605 | 1 533 | -4,5 |
3 | Тайланд | 6 439 | 1 013 | -84,2 |
4 | ОАЭ | 548 | 809 | 147,6 |
5 | Кипр | 2 342 | 801 | -65,8 |
6 | Греция | 492 | 588 | 119,5 |
7 | Испания | 2 824 | 519 | -81,6 |
8 | Италия | 1 451 | 352 | -75,7 |
9 | Беларусь | 236 | 315 | 133,5 |
10 | Доминиканская Республика | 656 | 253 | -61,4 |
Всего по зарубежным странам: | 29 406 | 18 681 | -36,4 | |
*Ранжировано для 2019 года. Источник: ЕМИСС. Расчёты «FOKNEWS». |
Как видно из таблички, первое место по-прежнему за Турцией. Эту страну в 2019 г. ивановцы посещали на 23,6% больше, чем годом ранее. Второе место завоевал Тунис, прежде пребывавший на 5 месте по предпочтениям, а былой лидер позиции — Тайланд — сместился на ступень ниже, т.е. 3 место, потеряв самое большое количество клиентов.
По всей видимости, разворот в соотношении географии туров, поможет «клюнуть» на текущую инициативу Правительства России — кешбэк за покупку туров по России — многих былых и потенциальных ивановских туристов, открывающих для себя российские просторы. Возможно даже, что по итогам 2020 г. это соотношение снизится ниже 50%, т.е. ивановских туристов по РФ, окажется больше, чем их же по миру. При этом важно вовремя соблюсти «правила клёва» за кешбеком.