Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

Советские «шашечки» проиграли «уберизации» и «яндексации» такси

Заниматься частным извозом людей компаниям ивановской области стало совсем невыгодно: в 2020 г. выручка в сегменте такси по сухопутному пассажирскому транспорту хотя и выросла более чем на 170%, но чистая прибыль «таксопарков» просела  на 109%. Очевидно, что привычному бизнесу таксомоторных парков былых времён серьёзно противостоит трансформация как в налоговом плане (здесь подразумеваем развитие института самозанятых граждан — «бомбил» на личных тачках — по щадящим платежах в бюджет) так и т.н. служб такси, которые вроде бы и не при делах, но свою весомую долю рынка имеют.
Рейтинг финансовых показателей компаний рынка такси за 2020 г.
№ п/п* Наименование организации Выручка, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %)
1 ООО «ТЕРМИНАЛ ПРОФИ» 34 657 (13 988,2) 13
2 ООО «НЕКСТ» 1 375 (-84,0) 0 (-100,0)
3 ООО «ГИППОКРАТ» 243 -44 (31,3)
4 ООО «АВТО-СТАРТ» 12 (-99,2) -301 (46,3)
5 ООО «ВИРАЖ» 0 (-100,0) 0 (-100,0)
ИТОГО: 36 287  (169,0) -332 (-109,0)
Ранжировано по размеру выручки. Источники: ЕРСМСПГИР БФО ФНС России, Расчёты «FOKNEWS».
Срез по отрасли за прошедший год и рейтинг финансовых показателей оставшихся на плаву компаний рынка такси в дайджесте ниже.

Как обычно сначала стоит оговориться, что в список включены организации из «ЕРСМСП» ФНС России по виду деятельности: 42.32 — Деятельность легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. Комментарий по рейтингу ведётся на основе табличных данных фирм (юрлиц) за 2020 г. по сравнению с данными этих же игроков, но за 2019 г., что представили финансовые отчёты на официальный государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Как видно из таблички выше, перечень компаний рынка не так уж и велик: из 10 фирм реестра в рейтинг попала только половина списка, а прочие 5 ед. и вовсе не имеют данных с динамикой показателей. Собственно подробно ранжировать и оговаривать лидеров рейтинга не имеет смысла (тут всё видно невооружённым взглядом), а вот про среднесписочную численность работников можно сказать следующее: она просела с 50 до 12 человек (↓ -76,0%); из 5-ти фирм рейтинга, за прошедший год ни одна из них не нарастили свой персонал специалистов, а в 3-х фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.

Статистические данные показывают, что за 2020 г. лишь 1 фирма из списка нарастила выручку по сравнению с предыдущим периодом, а 3 фирмы напротив — её сократили. Объём выручки данного рынка в 36,2 млн ₽ (↑ 169,0%) проигрывает ранее рассмотренным редакцией рынку ритуальных услуг (46,6 млн ₽) и услугам ломбардов (47,4 млн ₽).

Динамика прибыли отражает следующее: лишь 1 фирма сформировала совокупную прибыль всего в 13 млн ₽ (в 2019 г. их было 2 ед. с прибылью в 4,3 млн ₽), а 2 общества — показали убытки на -345 тыс. ₽ (годом ранее также 2 организации показали убытки, но на -625 тыс. ₽). Соответственно доля прибыльных фирм уступает убыточным как по деньгам, так и по количеству; прибыльных фирм-такси стало меньше, а убыточных на том же уровне. Из числа тех фирм, что сработали в прибыль следует, что одна фирма её как раз и увеличила с 0 до 13 тыс. ₽. Получившие убытки фирмы за год их сократили.

По итогам 2020 г. рентабельность рынка такси в регионе снизилась с 17,2% до отрицательных -0,9%. Это может говорить как о воздействии высокой конкуренции на рынке (преимущественно в областном центре, где концентрация клиентов максимальна), так и о влиянии удобных сайтов-сервисов по заказу такси, которые и захватили полностью этот рынок.

В целом отношение убытков убыточных фирм (-345 тыс. ₽) к прибыли прибыльных фирм (13 тыс. ) равное >26 за 2020 г. рисует очень даже не радужную картину в отрасли перевозок и слабый запас прочности для результата работы в году текущем.

Основой для слабого финансового результата рынка, который сократился на 109% до -332 тыс. ₽ за год стало сокращение общего объёма именно прибыли прибыльных фирм практически на 100%, а не сократившихся убытков убыточных игроков (с -625 тыс. ₽ до -345 тыс. ₽). Основная ноша сокращения прибыли легла на ООО «ВИРАЖ» — 0 ₽ (годом ранее её финрезультат был явно лучше — 3,55 млн ₽).

В 2019 г. фирмы-такси региона уплатили 2,03 млн ₽ налогами сборами и прочими платежами в бюджет. В 2020 г. их аналогичные отчисления сникли до 648 тыс. ₽ (↓ 68%). Бизнес был удостоен и мер поддержки т.к. входил в известный перечень: 3 фирмы в 2020 г. получили субсидиями и грантами 145,6 тыс. ₽ ⇒ условный кешбек составил 7,1%.

Примечательно, что данный рынок сегодня в массе своей сформирован собственно ИП и самозанятыми: тот же реестр ФНС отражает как минимум 800 драйверов, что могут садится за руль и официально перевозить пассажиров. А данные по отчёту формы «1-НОМ » за период в 8 мес. сего года по региону говорят о начислении как минимум (по ставке 4%, т.к. основным клиентом такси всё-таки являются простые физлица) 284 тыс. налога. Соответственно их выручка теоретически уже  достигает 7,1 млн ₽ с начала года по той же деятельности легкового такси и арендованных легковых автомобилей с водителем. На первый взгляд, эти суммы выручки (даже если по итогам полного финансового 2021 года составят 10 млн ₽) уступают в сумме по выручке, отражённой в рейтинге. Но если из рейтинга исключить первую позицию (как аномальную), то получится что те же сервисы «Яндекс.Такси», «UBER» и прочие из их разряда как раз и перевозят людей. То есть можно сказать, что прежнего такси уже нет, есть такси new.

Вот из этих 800-ста новичков-перевозчиков в статусе ИП, среди которых встречаются и лица с ИНН иных регионов, по итогам 2020 г. поддержка субсидиями и грантами досталась на сумму в 7,58 млн ₽. Эти деньги в массе своей по 12 130 руб. получили 256 ИП-водителей такси. То есть поддержку получил каждый третий ИП (для сравнения: в 2019 г. только 2 ИП получили такую же помощь на 80 тыс. и 100 тыс. ₽).

В общем, государство щедро и массово поддержало данный бизнес кешбеком. Наверняка в ковидный год жаловаться этим ИП не приходилось: ведь попадались среди клиентов такси и те, кто не стремился передвигаться в переполненных и «токсичных» эпидемией троллейбусах и маршрутках, а предпочитали именно комфортные и доступные в цене легковушки.

РЕКЛАМА НА САЙТЕ
© 2018-2024 Ряд прав защищён.
Возрастное ограничение - 16+.
Сетевое издание "FOKNEWS" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 5 апреля 2019 года.
Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС 77 - 75416.
Учредитель, главный редактор – Фокин Валерий Геннадьевич.
Адрес редакции (электронная почта и номер телефона) - editor@foknews.ru, 8-963-150-39-28.