Итак, за 2018 год в Ивановской области укрепилось 18 демонстраторов кино. Из них в Иванове – 6 ед., Кинешме – 3 ед., Кохме – 2 ед., Шуе, Родниках, Вичуге, Наволоках, Фурманове, Комсомольске и Тейкове – по 1ед. Просто удивительно, но в этом списке почему-то нет престижного города Плёса. Видать такой очаг культуры как кинотеатр помешает тихой самобытной ауре этого города раз властями да и бизнесом тоже нет интереса к делу киноразвлечений горожан. А возможно даже их просто пугает от культуры современного кинопроката, в котором правят бал зарубежные мейджоры с их мейнстримом, чуждым нашим духовным скрепам.
По данным Единой федеральной информационной системы сведений о показах фильмов в кинозалах в ивановском регионе присутствуют лишь две киносети: «Сеть кинотеатров — Премьер-Зал» и «ХоумЛэнд Синема». Их общая доля — 6 адресов/городов для показа. Остальные прокатчики (12 единиц в 7-ми городах) финансово обособлены. Доля региона в совокупных показателях Российской Федерации в области кино за 2018 год следующая (по данным ЕАИС):
- бокс-офис составил 104.3 млн. руб. (0.42 % от Российских сборов);
- количество зрителей составило 443 038 чел. (0.46% от Российских зрителей);
- количество сеансов составило 15 200 ед. (0.53 % от Российских показов).
Расклад показателя по годам дан на графике.
Совокупная численность зрителей 4-х театров области по итогам 2017 года составила 260 200 человек. Из них (по данным портала открытых данных Минкульта РФ):
- Кинешемский драмтеатр им. Островского – 41 000 зрителей;
- Ивановский музыкальный театр – 99 800 зрителей;
- Ивановский обл. драматический театр – 77 800 зрителей;
- Ивановский областной театр кукол – 41 600 зрителей.
Сравнивая цифры по кино и театру можно сделать вывод о любви к первому и недооценённости внимания ко второму искусству. Пока неясно, чем же региональные власти будут заинтересовывать жителей к походу в столь «людное» место как театр: дешёвыми билетами, новым и экстравагантным прочтением классики в постановках наших и приглашённых театров…
Однако головной боли у департамента культуры явно прибавится. Ведь театры – это бюджетные учреждения, это не кино, где бизнес как-правило частный и лишние деньги тут найти можно. Здесь же придётся именно завлекать зрителя приходом в театр. Ведь количество сценарных идей и постановок в кино явно выше и шире, чем в театрах. Это в театре можно репетировать ква́рталами, а в кино себе такое позволить не получится, ибо формулу «время – деньги» никто пока не отменял. Да и рекламу кино теми же местными кинофестивалями «Зеркало» и «Пилот» не стоит сбрасывать со счетов.
Ну и нельзя не вспомнить про доступ к премьерам. Почему-то развитие просмотра кино в онлайн доступе через сеть «Интернет» набирает обороты в мире, а театральных премьер – нет. Нам зрителям по телевидению театр уже не кажут. Словно снять «живьём» театральную постановку уже и навыков у телевизионщиков не хватает. А ведь могли бы расширить аудиторию зрителей (возможно даже свои доходы). Технологии то позволяют сделать это.
На сайте областного департамента культуры и туризма в Отчёте по государственной программе «Развитие культуры и туризма в Ивановской области» за 3 квартал 2018 года указано, что число зрителей на стационаре и на выезде совокупно достигает 156 381 человек. А средняя наполняемость залов при проведении мероприятий «Показ спектаклей и иных зрелищных программ» хоть и превышает плановое значение (в 45%), но всё равно мизерно мало – 46,8 %. Как говорится, есть к чему стремиться. С другой стороны, в 46-м номере газеты «Культура» генеральный директор «Большого Театра» Владимир Урин заявил буквально следующее:
«Вообще думаю, что любое количественное увеличение ни к чему хорошему не приводит, превращает театр в комбинат. Мы все-таки занимаемся делом, которое требует не суеты, не масштабов, не размеров, не количества — показанных спектаклей и зрителей, их увидевших. Мы служим искусству, и оно не может быть массовым.»
И такие ответы, прямо скажем, — удивляют. Конечно, когда у тебя в генеральных спонсорах и партнёрах — банки, инвестиционные группы и целый ГУМ — можно себе позволить не быть «комбинатом», а рассуждения про категории «о переходе количества в качество» оставить философам. Но регионы — это не столица. Здесь свои потребности в искусстве и своя плата за него.
Отрадно, что с 1 января 2019 года в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 №426-ФЗ налогоплательщики, производящие пожертвования учреждениям культуры и некоммерческим организациям, смогут уменьшить налог на прибыль организаций на инвестиционный налоговый вычет на сумму таких расходов. Однако, право на применение инвестиционного налогового вычета устанавливаются законами субъектов РФ. Возникает вопрос: «А в Ивановской области сегодня такие законы есть? Они приняты?».
Каково место региона в этом федеральном Плане мероприятий оргкомитета тоже не ясно. До недавнего времени на своём сайте департаментом не было представлено конкретных планов по организации года театра в регионе. Сомнительно конечно, чтобы заявленные мероприятия помогли превратить местные театры в «комбинаты»! Да и стоит ли?