В 2021 г. работоспособное самочувствие всего регионального бизнеса подкосила разве что плохая динамика популяции бизнесменов из числа юрлиц: их группировка оскудела на 6,1% или на 1 131 фирму.
За отчётный декабрь 2021 года в регионе в целом отмечалось разнонаправленное сальдо рождаемости коммерческих организаций и ИП: при 35-ти созданных фирмах, 258 единиц прекратили свою деятельность. Последний месяц показал самый глубокий (отрицательный) результат по сальдо за 2021 г. — 223 фирмы.
В тоже время УФНС региона зарегистрировала 492 ИП, а исключила из реестра 451 ИП. Соответственно сальдо рождаемости бизнеса за период оказалось уже положительным — 41 ИП. И хотя кривые графиков сегодня смотрят в одну сторону (в отрицательную плоскость), тем не менее ИП-шники вот уже 8 месяцев пребывают в положительной зоне. В принципе, это может говорить о лучшем состоянии данного класса представителей бизнеса перед «старшими братьями», их большей живучести на рынках региона.
Абсолютное большинство юрлиц из стана коммерческих организаций региона организационно-юридически и традиционно в декабре были оформлены как общества с ограниченной ответственностью (ООО): 35 обществ внесли в реестр как только что созданные. Те, что выбыли из реестра, также были преимущественно в статусе ООО (250 ед.). Основной причиной выбытия из реестра «бывалых» ООО явилось их исключение по решению регистрирующего органа (УФНС) — 218 ед., из них недействующие — 34 ед., а 184 ед. имели признаки недостоверности; в связи с ликвидацией — 30 ед., из них в порядке банкротства — 1 единица. Ещё 2 общества ушли с рынка реорганизовавшись. Прочие выбывшие пришлись на АО, производственные артели и унитарные предприятия (всего 8 ед.).
У ИП наибольшую долю в регистрации бизнеса традиционно проявили резиденты — 480 граждан, а также иностранцы — 12 чел. Резиденты «отличились» и в сворачивании бизнеса: так, 420 ИП-резидента приняли самоличное решение о прекращении своей деятельности, а 12 ИП выбыли из реестра в связи со смертью. 5 ИП-резидентов исключили из реестра как недействующие, а 5 ИП-нерезидентов по собственной воле ушли из бизнеса.
В тоже время, за отчётный период к 10 января 2022 года (т.е. за тот же декабрь месяц и по другой разбивке единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства) в регионе прибыло на 0,1% или 51 единицу бизнеса. Общее число бизнесов в области по данным Реестра ФНС ныне составляет 40 637 ед. Ежемесячные изменения в реестре коснулись включения в него 60-ти микропредприятий, 1-го среднего и исключения 10-ти малых.
Доля микропредприятий, имеющих т.н. признак «вновь созданных» увеличилось за декабрь на 6,1% или 395 ед. до уровня 6 876 ед.: при этом основные подвижки здесь уже традиционно приходятся на наиболее ёмкий сегмент — ИП (остатки 5 252 ед.), — против 1 624 у юрлиц.
Показатель среднесписочной численности работников по итогам календарного года продолжил демонстрировать снижение объёма. Его текущие значения, составляющие 112 202 работника, показали высвобождение за месяц ещё 144-х человек от прежней отметки.
Справочно:
По данным Росстата в ноябре было зарегистрировано 112 организаций (что соответствует «коэффициенту рождаемости» на 1000 организаций равному 4,5) при официально ликвидированных 157-ми фирмах и «коэффициенте ликвидации» составившим величину 6,3.
Всего за полный 2021 год в стане коммерческих организаций в регионе было внесено в реестр 1 454 юрлица, а исключено из реестра — 2 418 ед. (83% или 2 014 решений об исключении фирм пришлось на УФНС). На долю ИП (граждан РФ и иностранцев) также за весь 2021 г. пришлось включение в реестр 5 501 регистрация и 5 124 исключений из него. Как видим, по итогам года сальдо рождаемости бизнеса в Ивановской области выдалось отрицательным лишь у организаций (юрлиц), но не у ИП.
Годом ранее обе категории бизнесменов не горели желанием развивать свои предпринимательские навыки и наводнять местные рынки своими ~»уникальными» предложениями товаров и услуг. Получается, что за 2021 г. удали и деловой жилки прибавилось лишь у ИП. Чем она может быть вызвана неясно: возможно, кризис подстегнул ИП-новичков на занятие ниш у тех конкурентов, что ушли с рынка; либо новички-бизнесмены надеются на будущую помощь местных и федеральных институтов развития бизнеса, которые, скажем прямо, в последнее время щедры как никогда в одаривании дармовыми деньгами (а то и кредитами) рядовых налогоплательщиков.
Если судить о динамике развития бизнеса за год не по срезу регистрации бизнеса, а по реестру, то основная просадка также пришлась на юрлиц: закрытие коснулось 1 131 обществ или 6,1% по отношению к предыдущему году. У ИП ситуация была лучше: их рост за 2021 г. составил 5,8% или 1 263 ед. Соответственно совокупный рост группировки бизнесов за год составил 0,3% или 132 ед. до текущих значений в 40 637 ед.
К сожалению, Ивановостат в начале 2021 г. так и не предоставил свою расширенную (районную) оценку по учёту остатков хозяйствующих субъектов в Ивановской области за год. Как поступят статистики в этом году неизвестно. Наверняка также постесняются поделиться данными (хотя они не столь уж и плохи).