Нажмите "Enter", чтобы перейти к контенту

О потерях туроператоров ивановской области в 2020 г.

Во многом турбизнес в области понёс масштабные потери из-за жёстких регламентов работы организаций и предприятий в условиях угрозы распространения коронавируса.

Рейтинг финансовых показателей деятельности туроператоров региона за 2020 г.
№ п/п Наименование организации Выручка, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %) Прибыль, тыс. ₽ (изм. 2020 г./2019 г., %)
1 ООО «Скорость» 32 822 (-14,2) 499 (-67,2)
2* ООО «ИНФИНИТИ» 21 344 (-90,5) 260 (-99,3)
3* ООО Туристическая компания «Веста» 10 231 (-77,4) -394 (-115,1)
4 ООО «Надин-тур» 8 037 (71,2) 1 155 (217,3)
5 ООО «Объединенное Королевство Иваново» 7 967 (-46,5) 71 (-78,6)
6 ООО «ВЕРОНИКА-тур» 6 093 (-26,7) 134 (-28,7)
7* ООО «ВАЗАЛЬ» 6 063 (-19,7) -105 (-118,6)
8 ООО «СВР — ТУР» 4 220 (9 277,8) 4 372 (7 151,6)
9 ООО «Дольче Вита Регион» 3 920 (-40,2) 79 (-47,3)
10 ООО «Туристическая компания «Лягушка-Путешественница» 3 735 (-69,9) -2 654 (-38 014,3)
11 ООО «Дольче Вита» 3 243 (61,6) 267 (-46,8)
12 ООО «БАГИРА» 2 836 (-62,5) 13 (-97,4)
13 ООО «Русич» 2 069 (-40,6) 48 (54,8)
14 ООО «Спутник-Иваново» 1 403 (-73,1) 81 (-73,7)
15 ООО «Региональная туристическая компания» 1 302 (-67,4) -575 (-134,1)
16* ООО «Туристическая компания «Глобус» 214 (-77,8) -2 (-102,7)
17 ООО «Глобус Тур» 203 (-68,0) 24 (-71,8)
18 ООО «АЛЕН-тур» 158 (-93,9) 14 (75,0)
19* ООО «ДАКРА» 71 (-85,3) -632 (-527,0)
20 ООО «РУССКАЯ ДАЧА» 116 (-92,5) -60 (-385,7)
21* ООО «Туристско-транспортное объединение «Славянка» 23 (-98,6) 2 (-98,0)
22 ООО «Экватор» 21 (-34,4) 7 (250,0)
23* ООО «ТУРСЭЙЛ» 0 (-100,0) 0 (-100,0)
ИТОГО: 116 091 (-68,6) 2 604 (-78,8)
Ранжировано по размеру выручки. Источники: ЕРСМСП, ГИР БФО ФНС России, ЕФРТ. Расчёты «FOKNEWS». *Туроператоры, не включённые в ЕФРТ на момент составления данного рейтинга, но находившиеся в таковом в 2019 г.

Как обычно сначала стоит оговориться, что в рейтинг включены организации из реестра ФНС по виду деятельности: 79.12 — Деятельность туроператоров, а также те организации, что входили в Единый федеральный реестр туроператоров в 2019 г. и входят в него на момент публикации данного рейтинга (всего 17 фирм, в т.ч. по ОКВЭД (79), предоставляющих услуги в сфере туризма иных сегментов. Исключение составляет разве что АО «ПАНСИОНАТ С ЛЕЧЕНИЕМ ЧАЙКА», которое ныне хоть и числится в ЕФРТ, но его ОКВЭД совсем неподходящий для данного рейтинга. Кроме того, его цифровые финансовые показатели способны серьёзно повлиять на общую динамику туристического рынка в сегменте туроператоров за 2020 г.). Данный вид деятельности входил в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Также оговорюсь, что вскоре данный рейтинг дополнит и рейтинг туристических агентств с бо́льшим числом фирм региона в этом сегменте туризма. Представляется что такая разбивка по сегментам больше скажет о динамике произошедшего в турбизнесе за 2020 г.

Как обычно комментарий по рейтингу ведётся на основе табличных данных фирм (юрлиц) за 2020 г. по отношению к данным рейтинга 2019 г., что представили финансовые отчёты на официальный государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчётности. За 2020 г. штат этого сегмента туризма снизился с 77 до 64 специалистов, т.е. на 16,9%.

Лидером рынка по размеру выручки за 2020 г. стало ООО «Скорость» с результатом в 32,8 млн ₽ (годом ранее фирма занимала 3-ю строчку рейтинга по этому показателю). Фирма продемонстрировала падение продаж услуг на 14,2% за год. Доля фирмы составляет доминирующие 28% в общем объёме выручки. Показатель прибыли сократился на 67,2% и составил всего 499 тыс. . Доля прибыли в совокупном финансовом результате составила 19%. Штат «Скорости» остался на прежнем уровне — 8 специалистов. Возможно этому способствовала полученная в 2020 г. от федерального правительства помощь грантами и субсидиями на сумму в 218,3 тыс. ₽.

На втором месте рейтинга по выручке расположился прежний №1 рейтинга 2019 г. — ООО «ИНФИНИТИ» — с результатом в 21,3 млн ₽ (↓ 90,5%). Падение продаж услуг было, пожалуй, самым существенным среди всех фирм рейтинга: со 197,3 млн ₽ до 21,3 млн ₽. Доля фирмы сегодня составляет 18% в общем объёме выручки. Прибыль сократилась фактически на 100% до уровня в 260 тыс. ₽, хотя годом ранее фирма занимала третью строчку по прибыльности. Доля фирмы в совокупном финрезультате достигла 10%. Фирма также пожелала сохранить костяк специалистов на прежнем уровне (6 чел.).

Замыкает тройку лидеров по выручке прежний «серебряный призёр» рейтинга ООО Туристическая компания «Веста»: 10,2 млн ₽ (↓ 77,4%) и доля в ~8,8%. «Веста» получила убыток за год в -394 тыс. ₽ (↓ 115,1%). Персонал специалистов был подвергнут «чистке»: из 18 человек осталось только 12 самых ценных сейлз-трейдеров (↓ 33%). Тем не менее, фирма остаётся самой «вооружённой» специалистами (среди фирм рейтинга штат является максимальным). Именно поэтому она и выбрала поддержки грантами и субсидиями на 266,8 тыс. ₽.

Максимальный убыток в рейтинге достался ООО «Туристическая компания «Лягушка-Путешественница»: -2,6 млн ₽ (↓ 38 014%). Падение выручки также продолжило динамику 2019 г.

Статистические данные показывают, что за 2020 г. только 3 организации из списка нарастили выручку по сравнению с предыдущим периодом, а остальные её сократили (годом ранее расклад сил в показателе был иным: 14 фирм нарастили выручку, а 7 фирм её снизили). Исходя из динамики выручки можно смело говорить, что в 2020 г. практически каждая фирма ощутила на себе запреты и ограничения (жестких регламентов работы) правительства региона на деятельность данного бизнеса.

Динамика прибыли и убытков отражает следующее: 15 фирм сформировали совокупную прибыль в 7 млн ₽ (в 2019 г. их было 21 ед. с прибылью в 12,3 млн ₽), а 7 обществ — показали убытки на -4,4 млн ₽ (годом ранее только 1 фирма показала убытки на -62 тыс. ₽). Соответственно доля прибыльных фирм превалирует над убыточными как по деньгам, так и по количеству; прибыльных фирм стало меньше, а убыточных — больше. Сокращению прибыли сопутствовало наращение убытков.

Из числа тех организаций, что сработали в прибыль, 5 фирм её увеличили, а 10 фирм уменьшили. Среди организаций получивших убытки следует, что во всех 7-ми фирмах они были преобразованы из прибылей 2019 года.

В 2019 г. представители этого сегмента турбизнеса перечислили налогов, сборов и страховых взносов в бюджет и фонды на ~8 млн ₽. Бизнес в 2020 г. был удостоен поддержки общим размером грантовой помощи в 2,06 млн ₽ практически для всех фирм рейтинга (20 из 23), т.е. им был осуществлён своего рода «кэшбек» в 25% на 2 млн ₽ при перечисленных в 2019 г. 8 млн ₽ налогов. Остальные фирмы рейтинга либо не запрашивали её, либо им отказали в помощи.

Провал рынка продаж услуг туроператоров на 68,6% до 116 млн в год явно говорит о влиянии пандемии и мер правительства по её сдерживанию в данном сегменте турбизнеса. Кроме того, отсутствием радушия показали себя многие чужеземные жаркие морские страны: они хоть и готовы были принять наших туристов, но обеспечить им безопасное пребывание в странах не имели возможности. Сокращение прибыли на 78,8% до 2,6 млн ₽ поспособствовало и снижению рентабельности в этом сегменте с 3,3% в 2019 г. до 2,2% в 2020 году.

Оптимизация в сегменте не носила болезненного характера для бизнеса: так, за прошедший год только 4 фирмы нарастили свой персонал специалистов; ещё в 6-ти фирмах произошло сокращение штата. В остальных организациях он остался на прежнем уровне.

Как видно из диаграммы выше, общий объём платных услуг, оказанных туроператорами области за 2020 г. упал на 55,2%: сюда включаются в том числе и услуги туристических агентств, услуги по бронированию и сопутствующие им услуги по внутреннему и международному туризму. Текущая динамика за 5м2021 г. показывает падение спроса на 28%: так, если за 5 месяцев 2020 г. объём услуг составлял 222,4 млн ₽, то ныне — только 160,2 млн ₽. То есть можно сказать, что до полного восстановления рынка ещё очень далеко. Соответственно бизнес и потребители недополучили каждый своё — заработки и полноценный (как правило зарубежный) отдых. Впрочем, может статься, что в 2020 г. предпочтения туристов региона (пусть и вынужденно) были обращены именно на туризм внутренний. Об этом скоро скажет свежая статистика от Росстата.
РЕКЛАМА НА САЙТЕ
© 2018-2024 Ряд прав защищён.
Возрастное ограничение - 16+.
Сетевое издание "FOKNEWS" зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций 5 апреля 2019 года.
Свидетельство о регистрации СМИ - Эл № ФС 77 - 75416.
Учредитель, главный редактор – Фокин Валерий Геннадьевич.
Адрес редакции (электронная почта и номер телефона) - editor@foknews.ru, 8-963-150-39-28.